Разъяснение относительно осуществления платежей в связи с введением в действие закона о финансовом мониторинге

С 28 апреля 2020 года вступили в силу новые требования для осуществления платежей в соответствии с Законом Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения».

Новые требования не распространяются на большинство обычных операций по переводу средств на оплату жилищно-коммунальных услуг, с целью погашения задолженности по кредиту, по осуществлению налоговых платежей и сборов, штрафных санкций в бюджеты и Пенсионный фонд и не влияют на возможность расчетов картами в торговой сети. Также требования финансового мониторинга не распространяются на переводы наличными в пределах Украины, если сумма перевода менее 5 тыс. грн.

Чтобы помочь вам разобраться с нововведениями, мы подготовили ответы на часто задаваемые вопросы.

Содержание:

1   Физические лица с открытыми счетами 

      1.1   Идентификация (актуализация данных)

      1.2   Идентификация источников происхождения средств

      1.3   Платежи

      1.4   Отказ в сотрудничестве

 

1. Физические лица с открытыми счетами

1.1  Идентификация (актуализация данных)

Нужно ли проходить дополнительную идентификацию, если у меня уже заключен договор с банком?

Существующим клиентам банка специально проходить дополнительную идентификацию не требуется. При заключении договора банковского счета банк уже идентифицировал Вас, как клиента.

При необходимости актуализации данных Вы получите соответствующее сообщение. Самостоятельно обращаться в банк нужно только в случае, если произошли изменения Ваших данных, ранее предоставленных в банк.

Нужно ли предоставлять дополнительные документы для подтверждения финансового состояния, если у меня уже заключен договор с вашим банком?

Информации, которую Вы предоставили банку при заключении договора банковского счета, достаточно. Самостоятельно обращаться в банк и предоставлять дополнительные документы для подтверждения финансового состояния не нужно.

Необходимость в предоставлении дополнительных документов может возникнуть при проведении операции на суммы, нетипичные для вас, как клиента (не соответствующие вашему финансовому состоянию, информация о котором предоставлена Вами при открытии счета). Например, Вы продали недвижимость и хотите разместить деньги на депозите. Если сумма равна или превышает 400 тыс. грн, банк может попросить Вас указать источник происхождения средств (заполнить анкету и при необходимости приложить копию договора купли-продажи). 

В чем разница между верификацией и идентификацией?

Идентификация – предоставление клиентом идентификационных данных ((ФИО, дата рождения, данные документа, удостоверяющие личность, место жительства и т.д.). Процедуру идентификации клиент проходит до заключения договора об обслуживании. Также согласно законодательству банк время от времени приглашает клиента для повторной идентификации с целью актуализировать данные (например, новый адрес или номер телефона).

Верификация – это подтверждение принадлежности клиенту полученных данных (например, предъявление паспорта, выписки о регистрации). Банк проводит верификацию, чтобы быть уверенным, что именно владелец карты/счета, а не постороннее лицо, проводит операцию. 

Какие документы нужны для верификации/идентификации (в том числе оригинал/копия)?

  • Если сумма наличного перевода менее 400 тыс. грн, чтобы банк мог верифицировать клиента, необходимо предоставить оригиналы документов: паспорт и/или РНОКПП и/или документ о месте проживания. Отчитываться об источнике происхождения средств, если сумма не превышает 400 тыс. грн не нужно в случае, когда банк понимает, что операции соответствуют финансовым возможностям клиента
  • Если сумма наличного перевода превышает 400 тыс. грн и плательщик не был ранее идентифицирован банком, банк обязан осуществить надлежащую проверку плательщика, в том числе выяснить источник происхождения средств. Клиенту, кроме предоставления оригиналов паспорта, справки о присвоении РНОКПП, предложат заполнить короткую анкету и попросят предоставить подтверждающий документ происхождения средств (справку о доходах, документ, удостоверяющий получение наследства, договор купли/ продажи и т.п.).

Как будет проходить процесс верификации/идентификации в кассе?

В данном случае идентификация не проводится. Клиент уже идентифицирован банком при открытии счета.

Процесс верификации зависит от суммы наличной операции. Если вам нужно сделать платеж:

  • до 5 тыс. грн – идентификация/верификация не требуется;
  • от 5 тыс. грн – клиенту нужно предоставить оригинал паспорта или другой документ для установления личности и других данных, чтобы банк убедился, что лицо является клиентом банка, с целью отмены процедуры повторной верификации.

Какие документы, кроме паспорта, можно предоставить для верификации для осуществления операции?

Граждане (резиденты) Украины могут предоставлять следующие документы для установления личности:

  1. Паспорт гражданина Украины или документ, который его заменяет (временное удостоверение в подтверждение личности (в случае потери паспорта) или справку об обмене паспорта гражданина Украины в связи с его непригодностью для дальнейшего использования/оформлением паспорта гражданина Украины вместо утраченного/ украденного в том числе изменения ФИО и других случаев (прилагается)
  2. Паспорт гражданина Украины для выезда за границу (при условии отсутствия в нем отметки, подтверждающей постоянное проживание за границей)
  3. Дипломатический паспорт Украины
  4. Служебный паспорт Украины
  5. Свидетельство на постоянное жительство
  6. Удостоверение беженца, выданное в Украине
  7. Удостоверение личности, которая нуждается в дополнительной защите
  8. Временное удостоверение гражданина Украины

Нерезиденты Украины могут предоставлять следующие документы для установления личности:

  1. Паспорт физического лица, выданный государством, гражданином/подданным которого является физическое лицо (с нотариальным переводом документа в случае отсутствия документов, выданных такому лицу в Украине)
  2. Свидетельство на временное проживание
  3. Удостоверение личности, которая нуждается в дополнительной защите
  4. Временное удостоверение гражданина Украины
  5. Паспорт гражданина Украины для выезда за границу (при наличии в нем отметки, подтверждающий право на постоянное проживание за границей) 

1.2  Идентификация источников происхождения средств

Начиная с какой суммы и для каких операций банк будет запрашивать объяснения относительно источников происхождения средств?

Изменения в законодательстве по финансовому мониторингу обязывают банк уточнять у клиента источник происхождения средств в том случае, если сумма операции равна или превышает 400 тыс. грн.

Сколько времени занимает проверка банком источников происхождения средств?

Стандартная проверка источников происхождения средств длится до 30 минут.

Если сумма платежа равна или превышает 400 тыс. грн, но клиент не может подтвердить источник происхождения средств?

Банк фиксирует движение безналичных средств клиента, а следовательно имеет частичное представление о его истории. На основе этих данных а также информации об уровне доходов, предоставленной клиентом при заключении договора на обслуживание, банк делает выводы, финансовые операции на какие суммы являются привычными и допустимыми для клиента. Если банк понимает, что сумма финансовой операции соответствует финансовым возможностям клиента, банк одобрит сделку без дополнительных документов.

Как банк использует полученную от клиента информацию, в том числе документы, подтверждающие источник происхождения средств?

Вся информация, предоставленная банку клиентом, составляет банковскую тайну и не может быть разглашена третьим лицам за исключением случаев, установленных законом (раскрытие информации по требованию решения суда, запросы НБУ и т.д.). Предоставленные документы (заполненные клиентом анкеты, копии оригиналов договоров/завещаний, справок с места работы и т.п.) остаются в банке и добавляются к ранее полученным от клиента документам.

1.3  Платежи

Можно пополнить через ПТКС ПУМБ карточку ПУМБ или других банков на сумму от 5 000 грн?

В ПТКС ПУМБ пока существуют такие лимиты на пополнение карт:

  • Пополнение карты ПУМБ (по номеру карты) – до 29 999* грн одним платежом
  • Пополнение карты другого банка (по номеру карты) – до 4 999* грн одним платежом
  • Пополнение карточного счета (по номеру счета) в ПУМБ – до 29 999* грн одним платежом

* при отсутствии признаков связанности такой финансовой операции с другими финансовыми операциями

Проведение этих операций в рамках указанных лимитов не нуждаются в верификации и могут осуществляться клиентом самостоятельно. 

Изменятся ли условия погашения кредитов через ПТКС ПУМБ?

Через ПТКС ПУМБ, клиент может осуществить погашение кредита (по номеру счета) на сумму до 29 999 грн одним платежом. Если ежемесячный платеж по кредиту превышает 29 999 грн, рекомендуем обратиться в кассу. С собой нужно иметь паспорт и ИНН.

Что нужно для наличной операции через кассу на сумму до 400 тыс. грн?

При наличной операции через кассу на сумму до 400 тыс. грн подтверждать источник средств не нужно.

Что нужно для получения/отправки международных переводов?

Наличный перевод суммы от 0 до 400 тыс. грн в эквиваленте в иностранной валюте (сумма одной операции или сумма всех операций в один календарный месяц) возможно осуществить через кассу. В этом случае нужно пройти верификацию – предоставить паспорт или другой документ для установления личности. Подтверждать источник происхождения средств не нужно.

Если сумма перевода от 400 000 грн и более в эквиваленте в иностранной валюте (сумма одной операции или сумма всех операций в один календарный месяц), можно провести операцию исключительно с использованием системы SWIFT с текущего счета физического лица-резидента/нерезидента, с предоставлением документов, подтверждающих цель перевода и документы, подтверждающие источники происхождения средств (при условии несоответствия операции финансовому состоянию клиента).

Как оплачивать штрафы, благотворительные взносы, оплату по кредиту и т.д.?

Новые требования не распространяются на большинство обычных операций по переводу средств на оплату жилищно-коммунальных услуг, с целью погашения задолженности по кредиту, по осуществлению налоговых платежей и сборов, штрафных санкций в бюджеты и Пенсионный фонд, благотворительных взносов и тому подобное. В зависимости от суммы такие наличные платежи можно осуществить через ПТКС или кассу банка.

Для удобства такие оплаты можно проводить в ПУМБ Online – в таком случае верификация клиента и подтверждение источника средств не нужно независимо от суммы.

Что изменилось в проведении безналичных операций?

Нововведения в законодательство относительно финансового мониторинга не предусматривают внесение изменений в процедуры проведения безналичных операций. Вы и дальше можете проводить переводы с карты на карту, с карты на счет и со счета на счет. В ПУМБ максимальный лимит в сутки для клиента составляет 29 999 грн. Если возникла необходимость в переводе со счета суммы, превышающей 29 999 грн, такой перевод можно провести в кассе банка. С собой нужно иметь карту или номер счета, с которого будет осуществляться перевод, и реквизиты получателя.

1.4  Отказ в сотрудничестве

Отказ в сотрудничестве

Банк обязан отказать клиенту в открытии счета или проведении финансовой операции в случае:

  • если невозможно осуществить идентификацию и/или верификацию клиента, или если у банка возникает сомнение относительно того, что лицо выступает от собственного имени
  • если клиент не предоставил необходимых для осуществления надлежащей проверки документов или сведений
  • представление клиентом или его представителем банку недостоверной информации или представление информации с целью введения в заблуждение банк
  • если осуществление идентификации лица, от имени или в интересах которого проводится финансовая операция, и установление бенефициара (выгодоприобретателя) по финансовой операции невозможно.

Банк вправе отказаться от проведения подозрительной финансовой операции. Например, если речь идет о нескольких операциях, которые имеют признаки связанности.